Письмо из 41-го

Есть истории войны поистине потрясающие, когда память о погибшем герое возвращалась в его родные места самым казалось бы непостижим образом.

Одну из таких мы рассказываем в нашем музее. Это история долгого поиска солдата без имени. В музейной витрине фотография юноши и записка. Это Алексей Валюк, уроженец Мядельского района. В ряды Красной Армии он был призван в 1940 году. И в первые же дни войны он оказался участником кровопролитных и тяжёлых сражений. А ещё чуть позже от него перестали приходить письма  родным и близким. Несколько десятков лет судьба солдата оставалась неизвестной.

В 1976 году следопыты 130-й минской школы принимали участие в походе по местам боевой славы нашего народа по восточному берегу реки Березина. В окопе ребята обнаружили несколько гильз. Когда   они начали их осматривать, в одной из них  нашли пожелтевшую от времени бумагу. При осмотре она начала буквально рассыпаться у ребят в руках. Удалось разобрать лишь несколько слов, написанных не карандашом, а чем-то красным, с ржавым оттенком, возможно кровью. Сомнений не оставалось: записку писали те, кто сражался на том месте, где найдена гильза. Учитель Иосиф Романовский  сразу же обратился в Белорусский государственный музей Великой Отечественной войны. К сожалению, там не смогли помочь. Учитель собрался в Москву. Сотрудники научно-технического отдела Управления внутренних дел Мосгорисполкома профессионально обработали клочок бумаги. И вот что прочитали:

«Из батальона осталось три человека. Не, уже два. Сашок ранен. Сам я из деревни Заврутки. Мы держим оборону за рекой Березина. Реку перешли, а … фашисты. Помер мой друг Александр Бручкин. Я остался один. Осталось шест… гранат. Но танки всё лезут. Перебили ногу. Скоро не бу… меня. Товарищи, отомстите за нас. Мы не отступили, Сражались до последней капли крови».

Поразило то, что записка сохранилась, не истлела полностью за много лет в гильзе. «Видно, солдат вкладывал записку в горячую гильзу, - пояснили специалисты. – Поэтому глина, попавшая в гильзу, плотно её закупорила, и образовалась естественная пробка. А внутри гильзы – вакуум. Вот и сохранилась бумага».

На этом минские школьники не прекратили поиск. Обращались в архив Министерства обороны СССР, канцелярию Совета Министров БССР. Пришёл в школу ответ, что деревня Заврутки единственная в Беларуси и находится в Мядельском районе. Сюда и направились юные краеведы, чтобы выяснить у местных жителей имя возможного автора записки. Им и оказался Алексей Валюк.

Возвращались после окончания войны в Заврутки солдаты. Подходили к калиткам родных хат, обивали фронтовую пыль у порога, обнимали жён и детей. Пришёл и родной брат Алёши – Пётр. Он ещё не знал, что от рук фашистов погибли его отец, мать и сестра. Когда услышал это от сельчан, на некоторое время будто рассудка лишился. Ждал родного брата, ничего не было слышно об Алексее. Молчал Алёша. И все эти годы на берегу Березины лежала в гильзе записка, оставленная им…

 

413