Выставка «Музыкальная шкатулка»

В Мядельском музее народной славы работает выставка «Музыкальная шкатулка», которая подготовлена для широкого круга посетителей. На ней экспонируются предметы из основного фонда музея.

На выставке представлены различные музыкальные инструменты – скрипка, баян, цимбалы. Особый интерес вызывает необычный музыкальный самозвучащий инструмент – так называемые шархуны или бубенцы. Это набор бронзовых (в прошлом и медных) шаров разных размеров с шариками дробью внутри, с прорезями по бокам и ушками наверху. Позванивает  при встряхивании. В древности его использовали как элемент женских украшений. В свадебном поезде шархуны на кожаном ремне цеплялись к шеям лошадей. Во второй половине 19 в. стали использоваться как неотъемлемый конструктивный элемент бубна (крепится на проволочных растяжках под кожаной мембраной). Шархуны обычно производились местными кузнецами. Известен по всей Беларуси.

Отдельное место на выставке отведено глиняной скульптуре районных мастеров А.Сорокина и Б.Добрянского. Работы Добрянского интересны как пример народного примитивизма, поскольку мастер лепил так, как подсказывала душа, никогда и нигде не учился и даже не читал специальной литературы. Среди экспонатов – забавные фигурки народных музыкантов и многочисленных свистулек.

Свистулька из глины считается одним из наиболее древних народных музыкальных инструментов, существовавших ещё в дохристианские времена. Сегодня же она в большей степени выполняет роль детской игрушки или же национального сувенира. Свистулька из глины относится к традиционным сосудообразным флейтам, оборудованным специальным свистковым механизмом. У музыкального инструмента имеется несколько отверстий, которые закрываются пальцами – от одного до четырёх, хотя у ряда моделей они вообще отсутствуют. Свистулька вылепливается из необожжённой глины или же керамики в форме птиц, животных или наездников. Предмет принято разукрашивать либо же глазурировать.

В настоящее время мир музыкальных инструментов стал очень богатым и совершенным. Появилось большое количество духовых, струнных, ударных инструментов. Музыкальное оборудование (грампластинки, патефоны, граммофоны, проигрыватели) превратились в раритет. В экспозиции можно увидеть и эти предметы.

Граммофон (от греч. «запись» + «звук») — прибор для воспроизведения звука с граммофонной пластинки, изобретателем которого стал Эмиль Берлинер. Эмиль Берлинер - немецко-американский изобретатель граммофона, микрофона, конструктор летательных аппаратов и общественный деятель.

Патефон придумали во Франции. Работник компании «Патэ» — Гильон Кеммлер — в 1901 году решил, что рупор граммофона слишком крупный. Он сконструировал устройство с маленьким рупором, который позволял не терять качество звука. Именно так и появился патефон. Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, переносная версия граммофона. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.

Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 1950-х годов стал вытесняться электрофоном.

В 1930-е — 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звука на выходе из раструба патефона достаточно велика и может достигать 100 дБ. Громкость звучания патефона, как правило, не регулировалась.

В советские времена одним из популярных средств массовой информации было радио. Радиолы стояли практически в каждом доме. Причем электроника, выпускаемая в Советском Союзе, была настолько живучей, что в народе ходили шутки, будто она выдержит даже ядерную войну. Радиола – бытовое радиотехническое устройство, совмещающее в себе радиоприемник и проигрыватель пластинок. Термин «радиола» возник в 1922 году в США. Там в одной из компаний, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру, в честь растения радиола (вариант – родиола) создали марку под одноименным названием.

Первая радиола в СССР  была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. В конце 70-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприемников, популярность радиол стала падать.

Представленная на выставке радиола ламповая "Аврора" с середины 1954 года выпускалась на Ленинградском заводе "Радиоприбор". Состоит из радиоприёмника и универсального электропроигрывателя, предназначенного для проигрывания обычных и долгоиграющих пластинок диаметром до 300 мм. Радиола имеет оригинальную конструкцию: проигрывающее устройство расположено не под верхней крышкой ящика, а в его нижней части. Чтобы воспользоваться им, надо поднять шкалу, расположенную внизу; при этом зажигается лампочка освещения.

Выставка будет работать на протяжении апреля.

262